Жил-был скульптор

Рецензия от коллеги и друга

  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
  • slider
О Мастере

Жил-был СКУЛЬПТОР. Родом из СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО. По профессии-ЧЕЛОВЕК.
И была у него ЦЕЛАЯ жизнь впереди....
И не было перспективы лучезарней и желанней, чем ЭТА самая ЖИЗНЬ.
С молоком матери впитал он смысл своей профессии как ТО, что ЧЕЛОВЕК – это звучит ГОРДО!!! Первой и последней ЗАПОВЕДЬЮ его профессии навсегда станет: ДЕЛАТЬ ВСЕХ СЧАСТЛИВЫМИ и ГОРДЫМИ.
Вот таким ОБРАЗОМ в строительство творческой судьбы уже была заложена фундаментальная аксиома.
В его самых ранних скульптурах: "Уборщица", "Охотник" ,"Обливающийся".. легко угадываются черты ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ / соПЕРЕЖИВАНИЯ /. Уже по этим работам вполне определим родившийся СКУЛЬПТОР.
Конечно, и в выборе тем и в тщательных подробностях деталей видна ,свойственная ученику, очаровательная непосредственность.
Подобные житейские зарисовки-СЦЕНКИ в будущем. такие как "Юна на стуле", "Подглядывающий" или "Мать с ребенком" будут заметны только как вкрапления в мозаику его опосредованного БОЛЬШОГО творчества.
Свое начальное ремесло и художественное образование он выстрадал в Художественном Училище Ростова – на - Дону. Оно было столь КАПИТАЛЬНЫМ, что все последующие годы жизни СКУЛЬПТОР не имел проблем ни в борьбе ни в дружбе с Натурой.
В 1970г в стенах Московского Государственного Художественного Института им. В. И. Сурикова в ДИПЛОМНОЙ работе "СПАРТАК" ... впервые во весь рост прозвучал ЕГО "гимн ГОРДОСТИ". Это был освободительный призыв о б н а ж е н н о г о(свободного) ЧЕЛОВЕКА с МЕЧОМ и ЩИТОМ (символами борьбы и защиты). Этот первый, но созревший РОМАНтизм выпускника, был исторгнут его внутренней доктриной так академически полнокровно, что последующие работы /любого ранга/ скромно ровнялись на п е р в е н ц а СКУЛЬПТОРА. / Тема Спартака будет продолжена в рельефе (чеканка) для интерьера кинотеатра "Спартак" в г. Находке, куда распределила его судьба после института /.
Последующие ГЕРОИ в творчестве юного мастера были тоже борцами за СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Страна, именуемая СССР,/в которой он был рожден/ в годы формирования его ЛИЧНОСТИ была тотально зомбирована революционным героизмом. И не удивительно, что великими кумирами были для него и ВОЖДЬ революции - В.И. ЛЕНИН и Дзержинский (железный ФЕЛИКС) - "Щит и меч" свободной СТРАНЫ. Однако уже в ЭТИХ героях юный СКУЛЬПТОР не искал ВОЗВЫШЕННОГО образа. Его интересовал больше внутренний драматизм кумиров и возможность воЧЕЛОВЕЧивания (ОДУШЕВЛЕНИЯ) этих уже канонизированных СИМВОЛОВ. ЭТА ЦЕЛЬ станет в последующих работах неизменным КОМПАСОМ его творческого пути. В его ранних работах монументальной направленности, к которым можно отнести экстерьерную фигуру "Теннисист" и рельефы на производственную тему, была ярко заявлена его способность к ТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕКОРАТИВНОСТИ.
В этом же ключе им будут созданы такие социально значимые работы как "Урбанизация"( в ФРГ) и "Гармония"( в Турции). Но они родятся позже, когда с ЕГО страной и с ЕГО идолами произойдет крушение, а ОН (проживая в эти годы не в России, а в Молдавии) уже не имея РОДИНЫ, эмигрирует в Европу, В этих зарубежных сочинениях прозвучат те же плакатные сюжеты, но уже не героического толка, а гуманистического предостережения: " ОСТОРОЖНО – впереди ПРИРОДА! " Автор твердо направляет человечество к ЛЮБВИ ко всему ЖИВОМУ.
Да! КУМИРЫ и их ИДЕИ - низвергнуты. Растоптан ОБРАЗ героического и идиллического СВЕТЛОГО будущего ОДНОЙ (отдельно взятой) СТРАНЫ . Обездоленная и обескураженная, но все еще живая, ДУША СКУЛЬПТОРА наконец-то растворилась для ВСЕГО МИРА.
Этот МИР, как оказалось, населяли и ЖЕНЩИНЫ!!!
Этой ЧАСТИ п р е к р а с н о г о в мире ВАЯТЕЛЬ, / бесспорно любуясь ФОРМАМИ /, посвятил самые вдохновенные ,самые чувственные и восторженные труды. Однако ни одну из его «Ню» нельзя обвинить в попытке СКУЛЬПТОРА «играть в формы».
Не формы, а исключительно «момент истины» - эмоциональный сюжет, был непременной доминантой в воспевании ЖЕНЩИН. "Летящая", "Марина", "Беременная", "Ню"...
Теме "ЛЮБВИ", кроме серии эротических медалей и рельефа «Разрыв», принадлежат такие изумительные по исполнению нереально-земные ,белоснежно-воздушные мраморы как камерная «Книга любви" и масштабный рельеф "Венера и Бык", Мастерство СКУЛЬПТОРА (в работе по мрамору) в этих произведениях не только достигло полной зрелости, но и настежь раскрыло чувственную и деликатную натуру МАНЕВИЧА.
Природный оптимизм, остроумие и нечеловеческая общительность СКУЛЬПТОРА пожизненно роит вокруг себя тьму портретируемых. Портретный жанр хоть никогда и не утомлял мастера, но и не увлекал. Оттого только прихоть или заказ вдохновляли его на подражание Натуре.
К героическим портретам/портретам по воображению/ относятся такие: "В.И. Ленин", "Дзержинский", "Спартак". .Все же прочие лепились в живую и отличить их от натуры дело не возможное.
Конечно же, как всякого чувствующего, мыслящего и наблюдающего творца, СКУЛЬПТОРА окружали размышления о БЫТИЕ своем и о всеобщем. Философствуя, всегда живой и позитивно ироничный УМ МАНЕВИЧА однажды снайперски причастился к абстрактной философии блистательной (по форме и содержанию) камерной работой "Курица или Яйцо?". Из абстрактного же ряда наиболее тонкую и даже изящную партию удалось ФИЛОСОФУ разыграть в необыкновенно пространственной мудрой композиции "Король и королева".
К наиболее же СУДЬБОНОСНЫМ /тоже из философских, но поздним/ произведениям (которые иллюстрируют ЛИЧНУЮ драму МАНЕВИЧА) относятся экспрессивные «Эмиграция» и «Икар»,выражающие смертельное ОТЧАЯНИЕ, рухнувшую под ногами твердь всякого СМЫСЛА ….. И в том и в другом произведении – ПАДЕНИЕ! К этому же ряду личного неБЫТИЯ примыкают "Клетка" и "Услышать друг друга".»Дверь»..
Кроме глубоко личного творчества, жизнь СКУЛЬПТОРА всегда сопровождала НАСУЩНАЯ профессиональная деятельность, связанная с ЗАКАЗАМИ. Так как большую часть заказов составляли НАДГРОБИЯ, то основным материалом был камень, а основной темой СКОРБЬ.
Надо признать, что только солнечная, светлая, жизнерадостная природа МАНЕВИЧА способна была не потерять присутствия духа и восприимчивость к чужому горю.
Целая галерея безупречных портретных, фигурных, сюжетных, структурных произведений увековечены в мраморе и граните ДУШЕВНЫМ талантом профессионала ..это:... Немало удивительно теплой, мраморной АНИМАЛИСТИКИ расположилось в домах и скверах заказчиков это "Медведь", "Лев", "Собака"..
С неотвязной грустью понимая, что культура Европы давно отсекла от себя культ Академической формы и совсем не потребляет сюжета, Мастер иногда, уподобляясь современному западному вкусу, БАЛУЕТСЯ формотворчеством.. Маэстро ЖИВЫХ форм в таких абстрактных упражнениях как «Равновесие»….. не тушуется, но и не испытывает влечения ни сердцем ни душой.
Пожизненно О БЫТИЕ и О ВЕЧНОМ радуется и скорбит живая ДУША творца.
В творчестве МАНЕВИЧА, после длительных духовных катастроф,
наступило время высоких откровений. Судьба дарует ему вновь возможность обратиться ,но не, как в юности, к бунтарскому, горделивому ОБРАЗУ Спартака/образу не свободного ДУХА и бурлящей души/,а к смиренному, человеколюбивому ОБРАЗУ ХРИСТА/образу свободного ДУХА и твердой души/. Именно в его последних памятниках: "Христос", "Несение креста" и "Христофорус" вполне пресуществилось СУЩНОЕ самого автора....
И разве не ВСЯ жизнь МАНЕВИЧА и не ВЕСЬ путь СКУЛЬПТОРА были залогом этой ВСТРЕЧИ? встречи с САМИМ СОБОЙ?

МАН (англ.) - ЧЕЛОВЕК.
РОМАН МАНЕВИЧ - вдвойне ЧЕЛОВЕК: ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ, т.е. "человечный человек".

Маневич Л.С., 2006 г. Россия, Пенза

Другие работы / Andere Werke

image
25.04.2016 Zwischen Tradition und Moderne - Galina & Eduard Kapitan & Roman Manevic stellen im Ärztehaus Hannover aus

Der 1941 im kasachischen Alma-Ata geborene Künstler hat am Moskauer Kunstinstitut Surikow Bildhauerei studiert, später zahlreiche Großplastiken in sowjetischen Städten realisiert und sich in der Kunstszene einen Namen gemacht. Er lebt seit 1994 in Hannover und war seither in zahlreichen Einzel- und Gruppenausstellungen in China, Deutschland, Österreich und der Türkei vertreten. Seine Skulpturen und Objekte aus unterschiedlichen Materialien (Bronze, Granit, Stahl und Holz) zeigen historische Motive, Realitäten des Lebens und fantastische Welten.

image
07.2017 "Eve"

"In the footsteps of Michelangelo" - second international sculpting symposium on the EUROIMMUN premises in Lübeck came to an end. The nine international sculptors had had almost three weeks time to once again prove their skills. This year's topic was "Humans and Technology". Instead of the oak wood used during the first symposium 2015, finest Carrara marble was available for the artists – the same material Michelangelo worked with already 500 years ago.

image
"Torso"

Небольшая работа "Торс", 20см.

Back to Top